Рекомендации родителям познавательному экспериментированию

Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.
Нельзя.
        Не следует отказываться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
        Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
        Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
Нужно.
        Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
        Предоставлять возможность ребенку действовать с различными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
        Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
        С раннего детства побуждайте ребенка доводить начатое дело до конца. Эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
        Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).
        Почаще расспрашивайте о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг, так он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя.
Признаки познавательной активности.
Вопросы поискового и познавательного характера.
Речевая активность.
Готовность преодолевать учебные трудности.
Любознательность.
Самостоятельность при решении учебных задач.
Стремление заниматься умственной деятельностью.
Стремление к экспериментированию.
Развитая речь.
Стремление и умение доказывать свою точку зрения.
Просьба о помощи в выборе способа.
Оригинальность суждений, выводов.
Самостоятельность поисковой деятельности.
Интерес к новому.
Стремление поделиться новыми фактами с друзьями.
Активное участие в поисковой деятельности.
Эмоциональный подъем, «горящие» глаза ребенка.
Готовность к самостоятельному добыванию информации.
Повышенный интерес к какой-либо теме, проблеме.
Наблюдательность.
Система упражнений и проблемных ситуаций.
1.        «Как и почему вода льется?» (Вода льется из разных сосудов по-разному: из широкого - большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой: от воды летят брызги; вода принимает форму того сосуда, в который налита; если воду лишь переливать из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить).
2.        «Можно ли удариться о воду? Как из воды сделать значок?» (Вода может быть в виде жидкости, пара, льда; для этого необходима определенная температура. Использовать лист бумаги).
3.        «Почему стучит крышка у чайника?», «Как увидеть пар?» (Вода испаряется и ее становится меньше).
4.        «Почему идет дождь?», «Почему идет снег?» (Конденсация пара на крышке чайника, на блюдце, если накрыть блюдцем чашку).
5.        «Можно ли унести воду в решете?» (различные материалы пропускают воду, фильтрация с использованием различных материалов и веществ).
6.        «Измеряем воду» (Вода в различных емкостях: литр и килограмм. Молочные бутылки емкостью 0,5 л); «Поровну ли в емкостях воды, как это проверить? Как узнать, сколько воды в непрозрачном сосуде?»
7.        «Помоги умыть Хрюшу» (Вода, иее взаимодействие с другими материалами, веществами: солью, сахаром, гуашью, масляной краской, глиной, содой, мукой, речным песком, землей, стеклом, резиной).
8.        «Бывает ли жидкий камень?» (Парафин, пластилин, лед, железо, стекло, олово).
9.        «Зачем нужен нос?» (Воздух и запах).
Система упражнений и проблемных ситуаций.
10.        «Как увидеть воздух?», «Откуда дует ветер?» (Флюгер).
11.        «Почему летит мыльный пузырь?» (Что летает, на летает – мыльный пузырь, воздушный шарик, воздушный змей, парашют, пух).
12.        «Как сделать подарок ослику Иа?» (Использовать резину – сжимается, принимает прежний вид; растягивается, принимает прежний вид; губка, эластичный бинт, автомобильную покрышку; бинт растянулся, он стал длиннее, но губка сжалась, изменила форму. Как сделать, чтобы резины стало больше, меньше?)
13.        «Почему глина лепится?» (Глина, пластилин, пластик принимают разную форму. Можно раскатать и скатать снова – меняется форма, но не количество).
14.        «Волшебный гвоздик». (Магнит, свойства магнита – притягивает другой железный предмет. Почему магнит отталкивает? Стороны света, действие компаса).
15.        «Как сделать из мухи слона?» (Увеличительное стекло).
16.        «Как зажечь костер, если нет спичек?» (Использовать стекло, зеркало).
17.        «Бывает ли стекло не прозрачным?» (Цветное стекло. Зачем нужны солнечные очки?).

Комментариев нет:

Отправить комментарий